ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Помощь детям с аутизмом в подготовке к учебному году.

Школа и аутизм

Автором нижеприведенной статьи является Марита - женщина, которая ведет свой блог в Stuff of Things и имеет двух дочерей с Расстройством Аутистического Спектра. Марита – вдохновляющая мама, чье позитивное отношение к жизни и любовь к своим детям поражает всех, кто читает ее блог.

«Обе мои девочки имеют расстройство аутистического спектра. В этом году моя 7-летняя дочь (у нее синдром Аспергера) ходит в первый класс в нашу местную начальную школу, а наша 5-летняя дочь (Высокофункциональный аутизм) посещает пред-подготовительный класс в центральной начальной школе в соседнем пригороде. В следующем году моя 7-летняя дочь перейдет во 2-ой класс, а моя 5-летняя дочь начнет подготовку в той же общеобразовательной школе, где учиться ее сестра.

Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушениями в трех основных областях – коммуникация, социальное взаимодействие и творческое мышление. Посещение школы становится довольно трудной задачей для ребенка, поскольку общение и социальное взаимодействие представляют собой значительную часть школьной жизни, и все, кто проводил время в классе или на школьной площадке, знают, что большинство детских игр строится на детском воображении и сотрудничестве.

Двухлетний опыт взаимодействия с системой школьного образования позволил мне сформулировать несколько советов, которые оказались весьма полезными для обеих наших девочек, как в период начала обучения в школе, так и в период возвращения в школу после летних каникул.

Медленно, но уверенно – Как можно раньше, потихоньку, начните знакомить ребенка со всеми новыми школьными принадлежностями, школьной формой, портфелем, контейнером для обеда и т.д. Мы купили для младшей дочери новый рюкзак, который находится в моей спальне; время от времени она заходит туда, чтобы взглянуть на него, и в настоящий момент этого для нее достаточно. Детям с расстройствами аутистического спектра сложно справляться с переменами, а в свой первый день в школе ребенок столкнется с огромным количеством перемен. Поэтому желательно заранее дать ему ознакомиться с максимально возможным количеством предметов, чтобы дать ребенку возможность чувствовать себя комфортно в их окружении.

Практика, практика, практика – мы тренируемся обедать вне дома с нашими школьными боксами для еды, прогуливаемся в школу, носим школьную форму. Мы практикуем все, что может помочь в ознакомлении с новой средой. Кроме того, это помогает выявить те моменты, которые в дальнейшем могут вызвать определенные проблемы, и проработать их в привычной домашней обстановке, в безопасности. Для нас самым главным затруднением были сенсорные ощущения от ношения школьной формы с 9:00 до 15:30, и мы смогли найти способы уменьшить эту сенсорную нагрузку.
Кроме того, в течение нескольких недель, подготавливая свою младшую дочь к начальной школе, мы тренировались использовать ее бокс для обеда и кушали в такое же время, в которое она должна была кушать в школе.

Маркируйте все – моя старшая дочь совсем не умеет следить за своими вещами. Даже ее самая любимая игрушка, без которой она не может уснуть, все время теряется, и она понятия не имеет, куда ее положила. Мы промаркировали все - игрушки, книги, одежду, сумки, обувь.

Теги (бирки) для рюкзака – для повышения уровня самостоятельности можно использовать простой заламинированный тег, который содержит наглядный список того, что ребенку необходимо ежедневно укладывать в рюкзак. Дома вы можете помочь своему ребенку упаковать его сумку, однако, находясь в школе, ваш ребенок должен будет собирать все свои вещи самостоятельно. Потренируйтесь в этом дома; пространственное восприятие и понимание того, как нужно укладывать вещи в сумку, может оказаться довольно сложной задачей для некоторых детей.

Создайте знакомую обстановку – посетите школу во время каникул, если у вас есть доступ на ее территорию, организуйте пикник на школьном дворе или прогуляйтесь мимо школы по пути куда-нибудь. Это не должно выглядеть как особое событие, не нужно даже упоминать об этом; просто пройдите мимо и позвольте вашему ребенку привыкнуть к тому, что школа станет частью его ежедневной рутины. Для этой цели мы подготовили для моей 5-летней дочери небольшую книгу с картинками. Я взяла фотографии «вокруг школы» и поместила их в небольшой фотоальбом, и теперь она может просматривать его всякий раз, когда ей захочется.

Социальные истории и расписания – очень эффективны для подготовки вашего ребенка к школе, поскольку социальные истории и расписания помогают детям понять, что их ожидает, и чего ожидают от них. Мы обнаружили, что в школе больше всего нашу младшую дочь беспокоила мысль о том, что ее оставят там навсегда. Используя социальные истории и расписание в картинках, мне удалось убедить ее в том, что в конце учебного дня она вернется домой.

Расслабьтесь и оставайтесь спокойными – легче сказать, чем сделать и, честно, мне не всегда это удается. За несколько дней до начала занятий в школе уровень тревожности у обеих моих дочерей начинает увеличиваться. Помогает осознание того, что однажды школа станет привычной рутиной и частью их жизни, и уровень их тревожности (надеюсь) постепенно спадет. В преддверии учебы и в первое время после ее начала я исключаю любые мероприятия, кроме самой необходимой внеклассной деятельности. Убедитесь, что домашняя обстановка – это самое спокойное и безопасное для ребенка место, в котором он может расслабиться. Обеспечьте ему обычную, хорошо знакомую еду и времяпровождение, которое поможет успокоиться. Пока ребенок находится на занятиях, постарайтесь уделить время себе, чтобы по возвращению ребенка из школы вы были готовы сосредоточиться на его нуждах.

Коммуникация – это важно не столько для ваших детей, сколько для вас лично. Начало посещения школы  может оказаться очень тревожным периодом, особенно если речь идет о ребенке с особенностями. Мою тревожность облегчает поддержание открытой связи с учителями моих дочерей и директором школы. В моем случае наиболее подходящим способом ведения коммуникации являются письменные заметки и электронная почта: так, я всегда могу ответить позже, если это необходимо, и в условиях письменного общения труднее о чем-то забыть или неверно интерпретировать информацию».



Источник: http://planningwithkids.com/2010/12/10/helping-children-with-autism-get-ready-to-start-school/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.