ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Упорядочивание деятельности учащихся с аутизмом.



Упорядочивание деятельностиУ детей с расстройствами аутистического спектра упорядочивание, или установление определенной последовательности для задач или объектов, может вызывать некоторые затруднения. Это представляет собой элемент исполнительного функционирования, который включает в себя такие обязанности, как следование инструкциям, повествование и установление приоритетов. Упорядочивание является очень важным навыком для школьной и повседневной жизни, и, к счастью, существует множество видов деятельности, которые можно использовать, чтобы помочь аутичным детям справиться с этой задачей.


Шесть способов упорядочивания деятельности

Поскольку упорядочивание является аналитической деятельностью и иногда может быть разбито на рутинные последовательные шаги или модели, занятия, направленные на развитие этого навыка, могут быть очень увлекательными для многих учащихся с аутизмом. Рассмотрим некоторые из таких идей.

Создание ежедневных расписаний

Многие учителя и специалисты смежных профессий используют визуальные расписания для того, чтобы помочь детям с РАС понять, чего им ожидать от того или иного дня. Все виды деятельности обозначаются небольшой картинкой или фотографией и размещаются в расписании в определенной последовательности. Учащийся снимает картинку с расписания и помещает ее в рабочую область. Когда задание завершено, картинка переходит в раздел «Сделано». Следующее задание в расписании переносится в рабочую область, и т.д. Это прекрасный инструмент упорядочивания как домашней, так и школьной среды.

Такой тип расписания может помочь в упорядочивании деятельности ребенка, и в случае с детьми, которые уже имеют базовый опыт работы с расписаниями, можно перейти к следующему шагу. Для практики независимого построения последовательности повседневных занятий, каждое утро дети могут самостоятельно формировать свое расписание, выбирая необходимые виды деятельности из группы подготовленных карточек. Дайте ребенку достаточно времени для построения расписания, а затем последуйте ему вместе.

Акцент на упорядочивании в чтении

Одним из способов удержания внимания ребенка на выполняемом им задании является выбор интересующих его тем. Многие дети с аутизмом имеют особые интересы, которые, как правило, являются очень интенсивными и широкомасштабными. Книги, посвященные подобным областям интереса, могут быть отличным трамплином для навыка повествования, который является важнейшей формой упорядочивания.

1. Начните с книги, которая соответствует особому интересу ребенка. Она необязательно должна быть повествовательной, но нужно, чтобы она содержала по меньшей мере описание какого-либо процесса.
2. Прочитайте учащемуся книгу вслух или же попросите его прочитать ее самостоятельно про себя.
3. Когда чтение книги будет завершено, попросите ребенка описать произошедшие в ней события. Используйте термины Сначала и Потом.
4. Помогите учащемуся составить нумерованный пошаговый список событий, произошедших в книге.

Story Time Felts, наборы из войлочных фигурок и картинок, являются еще одним инструментом, который вы можете использовать для данного вида упорядочивания деятельности. Войлочные материалы, хорошо подходящие для особых сенсорных потребностей, являются прекрасной идеей для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они бесшумные и мягкие, и дети могут использовать их для создания историй.

Использование цветов для обозначения приоритетов

Несмотря на то, что далеко не все аутичные дети обладают визуальным мышлением, многие из них хорошо обучаются именно таким способом. Поскольку определение приоритетов для различных задач и предметов зачастую оказывается довольно сложной задачей, цветовое кодирование является прекрасным визуальным способом помощи детям в принятии решений о том, что в настоящий обладает большей важностью.

При работе с учащимися младшего возраста вы можете использовать картинки для различных задач, в выполнении которых у ребенка может возникнуть необходимость в течение дня. Это может включать одевание, подготовку домашнего задания, игры, просмотр телевизора, ужин и другие повседневные действия. Затем выберите три разноцветных ящика, которые будут обозначать уровень важности каждого из занятий, и помогите ребенку рассортировать все занятия в эти ящики.

Более взрослые учащиеся могут использовать разноцветные папки для определения приоритетов домашних заданий, принимая во внимание сроки, в которые эти задания необходимо сдать, а также время, которое потребуется для их выполнения.

Упорядочивание с видеомоделированием

Видеомоделирование является важнейшей стратегией обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Как правило, оно включает в себя видеозапись ребенка или другого человека, выполняющего определенное задание, а затем многократный показ этого видеоролика целевому ребенку для того, чтобы обучить его выполнять продемонстрированную задачу. Вы можете перейти к следующему шагу и превратить это в упорядочивание деятельности.

1. Выберите видеозапись с ребенком или другим человеком, выполняющим типичные повседневные задачи или же какой-то особый проект.
2. Помогите учащемуся составить список того, что делает человек на этом видеоролике.
3. Разрежьте лист на полоски так, чтобы каждая из них содержала одно из действий, выполняемых персонажем на видео.
4. Попросите ребенка разместить их в правильной последовательности.

Рукоделие и коммуникация

Поделки и изобразительное искусство представляют собой прекрасный способ поддержания интереса и внимания ребенка к обучению, особенно если речь идет о чем-либо съедобном. В рамках данного задания учащемуся необходимо будет изготовить браслет из конфет, а затем объяснить этот процесс другому взрослому. Наградой за должное разъяснение процесса является возможность съесть конфету.

1. Для начала разрежьте несколько конфетных ожерелий и рассортируйте конфеты по цветам. Подготовьте все остальные материалы, например, тонкий эластичный шнурок, измерительную ленту, ножницы и листок бумаги.
2. Объясните учащемуся, что первым шагом будет снятие мерок для браслета. Измерьте толщину запястья у ребенка и запишите данные. Напишите также, что первым шагом было снятие мерки.
3. Скажите учащемуся, что следующим шагом является отрезание резинки. Сделайте так, чтобы резинка оказалась чуть длиннее запястья ребенка. Помогите ребенку записать, что вторым шагом была обрезка резинки.
4. Предложите учащемуся выбрать цвет первых пяти конфет и поясните, что это следующий шаг. Запишите его.
5. Выберите различные цвета для остальных конфет и сообщите, что это следующий шаг. Записывайте каждый шаг по мере продвижения.
6. Завяжите браслет и запишите, что это последний шаг.
7. После того, как браслет будет готов, передайте перечень выполненных шагов другому взрослому. Попросите учащегося объяснить ему процесс изготовления браслета. Если взрослый поймет его правильно, тогда ребенок сможет съесть конфету.

Задачи с недельным сроком выполнения

Упорядочивание касается не только краткосрочных задач. Некоторые занятия могут потребовать гораздо больше времени, и будет правильно включить часть из них в вашу работу. В рамках этой деятельности аутичный ребенок создает расписание для создания, например, воздушного змея, а затем следует этому расписанию с учителем или родителем.

1. Поработайте с учащимся над тем, чтобы разбить задание на пять частей. Это может включать составление перечня необходимых материалов, поход в магазин за этими материалами, монтаж каркаса воздушного змея, натягивание ткани на него, а также его пробный запуск.
2. Помогите учащемуся создать расписание, в котором каждый из этапов проекта воздушного змея происходит в один из дней недели. Поговорите о том, почему эти события должны происходить в определенном порядке.
3. Назначьте учащегося ответственным за проект. Он должен напоминать вам, когда приходит время заниматься той частью проекта, которая запланирована на этот день.
4. В конце недели учащийся может оставить у себя воздушного змея в качестве вознаграждения за окончание проекта.

Развитие навыков и постепенный отказ от помощи взрослых

Выстраивание действий в определенной последовательности может вызывать у аутичных детей некоторые трудности, однако практика и терпение могут помочь им в развитии навыков до такого уровня, когда они уже не будут нуждаться в большом количестве помощи со стороны взрослых. Хорошие интерактивные мероприятия являются лучшим способом поддержания интереса и внимания ребенка к обучению и достижения им поставленных целей.



Источник: http://autism.lovetoknow.com/Sequencing_Activities_for_Autistic_Students

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.