ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Преимущества манд-тренинга



обучение манд
Манд-тренинг является ключевым участком обучения во многих программах, в рамках которых применяются принципы прикладного анализа поведения. И этому есть несколько причин:



1. Считается, что манд представляет собой первый вид вербального поведения, которому обучается ребенок.
2. Манд помогает учащимся контролировать окружающую среду.
3. Манд-тренинг придает ценность социальному взаимодействию.
4. Акцент на мотивации при продуцировании реакций манд и формирование новых усилителей могут способствовать уменьшению ценности повторяющихся/стереотипных действий.
5. Манд-тренинг может способствовать формированию ценности коммуникации и, таким образом, стимулировать овладение другими вербальными действиями.
6. Манд-реакции являются неотъемлемой частью комплексного вербального поведения: они представляют собой основной компонент при ведении разговора.
7. Манд-тренинг относительно прост в реализации, поскольку в качестве инструмента в нем используется собственная мотивация ребенка.

1. Считается, что манд представляет собой первый вид вербального поведения, которому обучается ребенок.

С самых ранних этапов развития манд-реакции помогают младенцам контролировать свою окружающую среду. Ранний манд может включать такие события, как:

Плач ребенка, когда он голоден, и последующее его кормление
Плач ребенка, когда он устал, и последующее его укачивание и сон

По мере того, как младенцы растут, благодаря взаимодействию со своими родителями и другими людьми они обучаются тому, что определенное поведение приводит к определенным последствиям. Легкое различие в том, как именно плачет ребенок, когда он голоден, может привести к увеличению частоты продуцирования определенного вида плача, если этот плач усиливается последующим кормлением.  Другой вид плача может сформироваться для контроля тенденции родителей к тому, чтобы держать ребенка на руках. В конце концов, дифференциальные реакции на более дискретные события приведут к формированию более сложных моделей поведения. «Агуканье» может привести к игровому взаимодействию, продуцирование звуков, подобных звукам, продуцируемым матерью, может привести к тому, что она пощекочет ребенка еще более игриво, слог «бу» может привести к тому, что кто-нибудь даст младенцу бутылочку и т.п. В конечном итоге, вокализации в форме произносимых слов помогают ребенку контролировать свое социальное окружение. Слово «пощекочи» приводит к тому, что ребенка начинают щекотать, произнесенное «бу-ты» помогает ребенку получить бутылочку и т.д. Ребенок обучается произносить такие слова, которые приводят к тому, что он получает какие-либо предметы или внимание. А произнесение слов в определенных обстоятельствах приводит к получению прямого усиления.

Имеет смысл сосредоточиться на манд-тренинге в самом начале программного обучения, поскольку манд-реакции возникают на ранних стадиях развития взаимосвязи поведения и окружающей сред. Поскольку нормотипичный ребенок естественным образом развивает способность продуцировать реакции манд в результате такой взаимосвязи поведения и окружающей среды еще в раннем возрасте, детей, у которых такой репертуар не развивается, скорее всего, также следует обучать манд-реакциям уже на начальных этапах программы обучения.

2. Манд помогает учащимся контролировать окружающую среду.

В случае детей, у которых наблюдается дефицит навыков, связанных с коммуникативной компетентностью, проблемное поведение зачастую функционирует в качестве манд-реакций. Это также справедливо и для аутичных детей. Важно обучать ребенка соответствующим манд-реакциям для того, чтобы заменить любое неприемлемое поведение, которое может выступать в качестве манд-реакций.

Зачастую у детей, которых обучают обращению с просьбой о желаемых предметах или деятельности, наблюдается значительное снижение частоты проблематичного поведения.

3. Манд-тренинг придает ценность социальному взаимодействию

В случае детей  с аутизмом ценность социального взаимодействия может быть не сформирована. Аутичные дети зачастую не проявляют большого интереса к другим людям. Они могут не инициировать социальных взаимодействий с такой же частотой, как другие дети. Поведение манд в основном поддерживается предоставлением специфического поощрения. Передача поощрения является результатом поведения слушателя. Это по определению социальное понятие.

Если взрослый обеспечивает ребенка каким-либо желаемым событием, ребенок обучается тому, что необходимо искать контакта с этим взрослым. В результате манд-тренинга взрослый становится стимулом, связанным с улучшением условий окружающей среды. С технической точки зрения, взрослый превращается в условное поощрение. Процесс установления слушателей в качестве условного поощрения занимает центральное место в тренинге манд. Когда нейтральный стимул (в данном случае взрослый) сочетается в паре со стимулом, который уже является эффективным поощрением (тем, что взрослый предоставляет в результате реакции манд), нейтральный стимул становится эффективным поощрением. «Сочетание в паре» означает, что два стимула возникают одновременно или очень близко во времени. Предоставление поощрения каким-либо человеком делает этого человека условным поощрением.

Приведем пример процесса сочетания в паре (парного обусловливания). Если ребенку нравится съедать кусочки яблока, и взрослый дает ему кусочки яблока, не предъявляя к нему никаких требований, очень вероятно, что взрослый будет обусловлен в качестве поощрения: ребенок будет стремиться к контакту с этим взрослым для того, чтобы получить кусочки яблока. Если впоследствии взрослый узнает, что ребенку также нравятся мыльные пузыри, и он выдувает на ребенка мыльные пузыри безо всяких условий, у взрослого будет установлен статус обобщенного условного поощрения.

Через некоторое время ребенок будет постоянно стремиться к контакту с этим взрослым, потому что взрослый ассоциируется у него с доступностью чего-то «хорошего» или с улучшением условий окружающей среды. Чем более разнообразные и качественные поощрения предоставляются, тем более ценным взрослый становится для ребенка. В случае большинства детей младшего возраста данный процесс происходит естественным образом, однако для аутичных детей он зачастую требует тщательного планирования.

Когда взрослый становится условным поощрением, у ребенка увеличивается частота инициаций взаимодействия с взрослым. Таким образом, обусловливание взрослых и сверстников в качестве поощрения посредством манд-тренинга формирует ценность социального взаимодействия.

4. Акцент на мотивации при продуцировании реакций манд и формирование новых усилителей могут способствовать уменьшению ценности повторяющихся/стереотипных действий.

Еще одной отличительной чертой учащихся с аутизмом является их склонность к повторяющимся или стереотипным действиям. Исходя из поведенческой модели, такое поведение, как правило, не является социальным по своей природе. Ребенок качается или крутится вокруг своей оси. Раскачивание и вращение очевидно являются занимательным занятием для ребенка. Такие действия продуцируют свое собственное усиление и не требуют действий со стороны другого человека. Принято говорить, что такое поведение поддерживается автоматическим усилением. Выражаясь общими терминами, ребенок продуцирует определенное поведение потому, что в этот момент хорошо себя чувствует.

Обучившись просить других людей о желаемом в условиях, когда учитель улавливает или искусственно воссоздает мотивацию, учащийся получает возможность доступа к различным усилителям. Таким образом, мы способны сформировать более широкий круг интересов, которые конкурируют с удовольствием от стереотипного поведения. В результате ценность социального взаимодействия и других поощрений повышается, а ценность повторяющегося поведения в одиночестве может понизиться.

5. Манд-тренинг может способствовать формированию ценности коммуникации и, таким образом, стимулировать овладение другими вербальными действиями.

Когда ребенок обучается просить о многих желаемых им вещах, в определенных случаях он также может обучиться наименовывать предметы или реагировать, когда их наименовывает другой человек. Манд-тренинг косвенным образом может оказаться ценным для процесса обучения ребенка использованию речи для других функций. Путем овладения некоторыми манд-реакциями учащийся может узнать о ценности использования вербального поведения для других целей. Коммуникация сама по себе может быть стать очень ценной. Если нам не удается обучить ребенка манд-реакциям на раннем этапе, прямое обучение его такт и интравербальным реакциям может представлять собой сложную задачу, поскольку ценность вербального поведения по-прежнему может быть не установлена. Помните, что манд является единственным вербальным действием, которое приносит слушателю непосредственную пользу.

6. Манд-реакции являются неотъемлемой частью комплексного вербального поведения: они представляют собой основной компонент при ведении разговора.

При работе с манд-реакциями необходимо помнить, что они могут возникать в отношении широкого ряда поощрений. Манд в отношении информации и манд для получения внимания являются важными компонентами разговорного взаимодействия. Многие беседы начинаются с манд-реакций.

Вот пример того, как манд встречается в обычном разговоре:

Говорящий 1: Что ты делала вчера вечером? (манд в отношении информации)
Говорящий 2: Я ходила с сыном в кино, чтобы посмотреть этот новый фантастический фильм.
Говорящий 1: Фильм был хорошим? (манд в отношении информации)
Говорящий 2: Мне он понравился, но мой сын немного испугался некоторых моментов.
Говорящий 1: Правда? (манд в отношении большего вербального поведения)
Говорящий 2: Да, было многовато темной магии, но ему понравились летающие волшебники.
Говорящий 1: Я еще не смотрела этот фильм. 
Говорящий 2: Я думаю, тебе нужно пойти, мне кажется, тебе нравятся такие фильмы (манд в отношении действия)

Фактически половина реплик в вышеописанном разговоре включала манд-реакции. Если учащиеся должны получить знания и опыт ведения беседы, им необходимо будет сформировать умение использовать разговорный манд.

7. Манд-тренинг относительно прост в реализации, поскольку в качестве инструмента в нем используется собственная мотивация ребенка.

Логично предположить, что ребенок будет иметь большую мотивацию к участию в процессе, который неразрывно связан с его собственными текущими предпочтениями и интересами.
Это не означает, что учить ребенка эффективному обращению с просьбой не является сложной задачей.

Тот факт, что манд-реакции контролируются интересами и мотивацией ребенка, уменьшает потребность инструктора в планировании произвольных средств поддержания участия ребенка в каком-либо процессе. Если инструктор определил поощрения, которые в настоящее время являются эффективными для ребенка, можно считать, что было определено как содержание обучения, так и мотивация. Помните, что обучение другим вербальным действиям требует формирования произвольной, неспецифической мотивации.

Источник: http://framewelder.com-cache.s3.amazonaws.com/extras/10/mand/mand_self_guidebook_june_2010.doc

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.