ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

АВА-терапия для детей старшего возраста.



АВА для взрослых
Основной контингент людей, получающих интенсивную АВА-терапию в домашних условиях, в школе или на базе клиники, это маленькие дети в возрасте от 2 до 8 лет. Это типичный возрастной диапазон АВА-клиента. Многие индивидуализированные АВА-терапевтические планы фокусируются или на раннем вмешательстве, или на готовности к обучению в школе или на облегчении обучения в школе.


Найти специалистов, которые оказывают АВА-услуги взрослым людям, бывает довольно сложной задачей. Специалисты, ведущие свою практику в сельской местности или в небольших городах, чаще всего работают с маленькими детьми. Даже в школах чаще всего АВА-сопровождение встречается только в младших классах. Означает ли это, что Прикладной Анализ Поведения предназначен только для маленьких детей и детей школьного возраста? Определенно нет.

Большинство исследований в данной области фокусируются в основном на АВА-вмешательствах для маленьких детей в возрасте 4 лет. Лечение детей с аутизмом зачастую продолжается дольше нескольких лет, и по мере взросления ребенка цели программирования и вмешательства постепенно изменяются. Каким образом можно обучить и подготовить ребенка старшего возраста, чтобы он был успешным в школе, дома и в своем сообществе?

Подготовка к школе

Когда дети начинают обучение по домашней АВА-программе, акцент зачастую делается на том, чтобы «обучить их умению учиться», то есть, на таких навыках, как невербальная имитация, вербальная имитация и сопоставление с образцом. Когда ребенок осваивает эти навыки и продвигается по различным этапам своей программы, данные навыки «умения учиться»» могут меняться по своей сложности, но продолжают полагаться на имитацию и навыки сопоставления с образцом. Когда ребенок переходит в школьную среду, на важности этих навыков делается еще более усиленный акцент. Вне зависимости от того, помещается ли ребенок в общеобразовательную среду без сопровождения, в общеобразовательный класс с сопровождением, в специальный класс или в частную школу, базовые навыки готовности к обучению в школе могут облегчить переход ребенка в школьную среду. Например, если ребенок не реагирует на инструкцию построиться в очередь перед переменой, ему можно дать подсказку к имитации поведения своих сверстников, выстроившихся в линию у двери, и т.д.
Групповое обучение

Когда ребенок обучается в начальной и средней школе, основная часть учебной программы преподается в рамках группового обучения, при котором учитель стоит перед классом и предоставляет учебный материал своим ученикам, сидящим за партами или на полу. Аутичным детям зачастую бывает очень трудно оставаться внимательными во время групповых уроков. Эти сложности могут включать в себя трудности понимания слов учителя или материала или же дискомфорт от сидения среди группы сверстников.

Хотя некоторые дети могут быть неспособны полностью осознать материал, предоставляемый в рамках группового обучения, возможно, есть смысл в том, чтобы обучить их приемлемому поведению, например, а) не отвлекать и не отделяться от группы, б) давать возможность своим сверстникам слушать учителя и сосредоточиться на процессе обучения. Внимательное поведение, к примеру, может предполагать должное сидение, соблюдение тишины и зрительный контакт. В дополнение к вниманию, приемлемым для участия в групповом обучении поведением также можно считать поднятие руки, ожидание вызова учителя и ответы на заданные вопросы. Ребенка можно обучить всем вышеперечисленным формам поведения.

Для начала, определите, какое поведение проявляет ребенок, а также длительность времени, на протяжении которого он может сидеть (на стуле или на полу). Примите это за базисный показатель и предоставьте позитивную обратную связь (усиление) за данный интервал. Например, если ребенок способен сидеть 30 секунд, не проявляя нежелательного поведения, предоставляйте вербальное поощрение каждые 25-30 секунд для того, чтобы поддержать его успешность.

Макет урока.

Фаза 1: Практикуйте групповое обучение на желаемую/мотивационную тему.
Использование предпочитаемого стимула (например, серия рассказов «Кот в шляпе») может повысить интерес ребенка, а, следовательно, и его внимание к предоставляемому материалу. На первом этапе прочитайте историю (сокращенная процедура может включать демонстрацию картинок, проигрывание музыки, пение песни) и предоставляйте поощрение за определенный базисный интервал (например, 25-30 секунд). Признавайте желательное поведение, например, «Как ты красиво сидишь», «Мне нравится, как ты смотришь», «Спасибо, что послушал внимательно» и т.п. На первоначальном этапе  сохраняйте относительно небольшую продолжительность подобных «макетов уроков» (1-2 минуты), а по мере того, как ребенок будет демонстрировать успех, постепенно увеличивается их продолжительность и длительность самих интервалов (например, 30 сек > 40 сек > 1 мин).

Фаза 2: Практикуйте групповое обучение на менее желаемую/менее мотивационную тему.
Как только ребенок успешно справляется с обучением при условии использования предпочитаемых им материалов, вводите менее предпочитаемые материалы и следуйте вышеописанной процедуре.

Фаза 3: Практикуйте участие в непосредственном групповом обучении.
Как только ребенок начинает демонстрировать соответствующее сидение и внимание в разрезе различных тем/материалов, введите участие в групповом обучении, если это уместно. Начинайте с простых уроков на тему фактической информации, предоставляемой в рамках лекций. Например, «Любимый цвет Майка – зеленый» или «Киты живут в океане». Затем задайте вопрос, сформулированный таким образом, как будто он относится ко всей группе, например, «Кто может сказать мне, какой у Майка любимый цвет?» или «Кто знает, где живут киты?», и немедленно дать ребенку подсказку к тому, чтобы он поднял руку (шепотом: «Бэн, подними руку»). Предоставьте вербальное поощрение за поднятие руки. Систематически увеличивайте продолжительность урока и объем предоставляемого материала. В дополнение  повышайте требования к реакции, например, обучите ребенка ждать, пока учитель вызовет его отвечать. Важно постепенно устранить направляющие подсказки, чтобы ребенок мог проявлять эти реакции самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Еще одним важным навыком обучения в классе для детей старшего возраста является самостоятельная работа. Длительность самостоятельной работы в начальных классах может варьироваться в диапазоне от 5 до 45 минут, а в средней школе от 15 минут до 1 часа. Умение работать самостоятельно представляет собой важный навык, которому можно обучить детей с различными уровнями развития академических навыков.

Начните с выбора 1-3 видов деятельности, которыми ребенок может заниматься самостоятельно. Это может включать сортер, паззл или задания в рабочих тетрадях на сопоставление. Определите продолжительность времени, на протяжении которого ребенок способен выполнять данные задания, не теряя внимания/интереса, и без получения посторонней помощи. Примите это за базовый показатель и предоставляйте позитивную обратную связь (усиление) за данный интервал. Например, если ребенок способен работать в течение 1 минуты, не проявляя нежелательного поведения, предоставляйте вербальное усиление каждые 50 секунд – 1 минуту для того, чтобы поддержать его успех. Дайте первоначальную инструкцию к тому, чтобы ребенок работал тихо и самостоятельно (например, «Заполняй рабочую тетрадь тихо»). Предоставьте немедленное поощрение за начало работы над заданием и обеспечьте периодическое усиление в конце каждого специфического интервала (например, 50-60 секунд). Со временем повышайте длительность рабочих заданий и интервала, через который ребенок получает усиление.

Полезные навыки для обучения

Обучение посредством наблюдения

Более комплексному обобщению базовых навыков имитации обучаются посредством наблюдения. Есть смысл обучить ребенка тому, как наблюдать за своими сверстниками и делать «то же, что делают его друзья» для того, чтобы дать подсказку к продуцированию соответствующего поведения, в то же время без явного указания. Обучение навыку наблюдательного обучения может помочь ребенку адаптироваться в школьной и общественной среде.

Подсказка: Не забывайте предоставлять усиление, когда ребенок проявляет целевое поведение с меньшим уровнем подсказок или самостоятельно!

Выполнение заданий

Вне зависимости от уровня развития навыков у ребенка, его следует обучить выполнению простых задач для того, чтобы повысить его самостоятельность. Определите возрастной уровень развития ребенка и в соответствии с ним определитесь с видами деятельности для обучения.

Подсказка: Не забывайте, что нужно начинать с короткой продолжительности блоков и увеличивать их по мере того, как ребенок достигает успеха.

Работа с отвлекающими стимулами

После того, как ребенок обучается самостоятельно работать в тихой окружающей среде без отвлекающих стимулов, полезно будет обучить его сохранять концентрацию внимания во время работы в среде с отвлекающими стимулами, которая имитирует работу в школьном классе. Отвлекающие стимулы могут включать размещение объектов на столе у учащегося, развешивание плакатов, флагов, часов по комнате, перемещение инструктора по комнате, открывание/закрывание  дверей, фоновый звук телевизора/радио и т.п.

Подсказка: Помните, что нужно начинать с одного отвлекающего стимула и короткой продолжительности блока, и увеличивать эти показатели по мере того, как ребенок добивается успехов.

Функциональные навыки / навыки повседневной жизни

В дополнение к академическим навыкам и готовности к школе, важным компонентом программ для детей старшего возраста являются функциональные навыки или навыки повседневной жизни. По мере взросления ребенка необходимо делать акцент на обучении его навыкам самостоятельности, которые помогут ему быть успешным в домашней среде и в общественных местах. Самостоятельность в рамках домашней окружающей среды может включать навыки самопомощи, такие как навык использования туалета, одевание/раздевание, уход за собой, купание, приготовление пищи и выполнение других рутинных задач. Самостоятельность в общественных местах может включать безопасность на улице, знание правил поведения с незнакомыми людьми, приветствия, совершение покупок и использование общественного транспорта.

Шаги на пути к самостоятельности

После того, как вы определили соответствующие функциональные навыки, которым необходимо обучить ребенка, при их обучении следует учитывать такие соображения:

Анализ Задач

Анализ задачи – это разбивка навыка на конкретные шаги. Существуют причины, по которым важно проводить анализ задач до обучения целевому навыку: (1) Определение того, что ребенок может и не может делать, поможет избежать повторного обучения уже освоенных шагов цепочки поведения, (2) Разбивка задачи на конкретные шаги позволяет определить возникающие трудности и легче справиться с ними.

Образец анализа задачи

Застилание кровати:

1. Подойти к кровати
2. Снять с нее подушки
3. Расправить простынь
4. Расправить одеяло
5. Расправить покрывало
6. Проверить уголки покрывала
7. Положить подушки у изголовья кровати

Приготовление бутерброда:

1. Пойти в кухню
2. Достать хлеб
3. Достать ореховое масло
4. Достать джем
5. Взять тарелку
6. Взять ножик
7. Открыть пакет с хлебом
8. Положить 2 кусочка хлеба на тарелку
9. Открыть банку с ореховым маслом
10. При помощи ножа распределить ореховое масло по одному кусочку хлеба
11. Открыть банку с джемом
12. При помощи ножа распределить джем по второму кусочку хлеба
13. Сложить 2 кусочка хлеба вместе
14. Закрыть банку с ореховым маслом
15. Закрыть банку с джемом
16. Убрать хлеб
17. Убрать ореховое масло
18. Убрать джем
19. Положить нож в раковину
20. Съесть бутерброд

Визуальное расписание

Как только были определены шаги задачи и базовые показатели, необходимо вводить целевой навык систематически. Одной эффективной стратегией является использование визуального расписания шагов в выполнении задания. Визуальное расписание может включать картинки, карточки со словами и/или чеклист шагов в линейной последовательности. Сочетание визуального расписания в паре с вербальными, физическими, моделирующими и другими подсказками позволит со временем постепенно устранить эти подсказки. Целью будет самостоятельное выполнение задачи ребенком с или без использования визуального расписания. Продвинутые процедуры могут включать перечень рутинных процедур для ребенка.

Подсказка: Включите веселые виды деятельности в перечень рутинных процедур для того, чтобы усилить выполнение заданий!

Режимы усиления

Первоначально важно предоставлять усиление за выполнение каждого шага задачи и переход к следующему шагу. По мере того, как ребенок изучает каждый шаг и демонстрирует все большую самостоятельность, интенсивность режима усиления может быть снижена (то есть, усиление предоставляется после более длительного промежутка времени или после выполнения большего количества шагов).

Подсказка: Попробуйте использовать вербальное усиление для формирования переходов между шагами вместо подсказок. Например, скажите «Ух-ты, мне нравится, как ты работаешь!» или «Молодец, как ты хорошо перешел ко второму шагу» вместо того, чтобы говорить «продолжай», «давай дальше!», так как это делает ребенка зависимым от подсказок.

Обобщение

Как только ребенок овладевает навыком в одних условиях окружающей среды и/или с одним человеком, чрезвычайно важно обобщить данные навыки для различных условий окружающей среды, людей и стимулов. В целом, если это уместно, обобщение должно быть встроено в процесс обучения. Однако для детей, у которых наблюдаются сложности с поддержанием и обобщением навыков, обобщение может производиться уже после приобретения навыка.

Общие рекомендации в отношении АВА-терапии для аутичных детей старшего возраста:

АВА-терапия для детей старшего возраста должна иметь иной акцент, отличный от акцента программ для детей младшего возраста. Учебная программа для детей старшего возраста должна включать адаптивные навыки, навыки самопомощи, выходы в сообщество, социальные навыки, такие как дружба и романтические отношения, а также навыки по уходу за своим телом.

АВА-тераписты должны обладать непосредственным опытом работы с детьми старшего возраста или с взрослыми (таких специалистов может быть трудно найти).

Персонал, который будет работать с ребенком, должен пройти тренинг физического управления. Он включает в себя специфические техники, обучающие специалистов тому, какие действия необходимо производить в случае, если клиент становится физически агрессивным или опасным. Если специалисты не уверены в том, что им нужно делать в опасной ситуации, они могут непреднамеренно причинить вред ребенку или получить травму.

Формат сессий АВА-терапии должен быть менее структурированным и более естественным. Сессии должны включать обучение в натуральной среде.

Цели программы должны быть реалистичными и практическими. Например, цель добиться реакции манд от 22-летнего аутичного человека, который никогда не говорил, не является реалистичной. Более реалистичной целью будет введение системы PECS  для того, чтобы клиент научился использовать оборудование для альтернативной коммуникации.

Не все специалисты и организации разрабатывают программы специализированные для детей старшего возраста или взрослых. Такие продвинутые программы часто предполагают работу над академическими, когнитивными, функциональными, социальными, эмоциональными и другими потребностями. Они могут включать в себя такие навыки, как юмор/шутки, язык тела, использование денег, эмпатию и т.п. Высококачественная АВА-программа должна включать подобные когнитивные навыки, поскольку они реально помогают клиентам более осознанно взаимодействовать с сообществом.


Источники:
http://www.lovaas.com/blog/archives/13-ABA-Treatment-for-Older-Children-with-Autism.html
http://www.iloveaba.com/2012/12/older-kids-aba.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.