ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Методы случайного обучения


методы обучения при аутизмеАВА-терапия часто ассоциируется с таким методом обучения, как обучение отдельными блоками. Несмотря на то, что обучение отдельными блоками зачастую играет важнейшую роль в помощи аутичным детям приобрести необходимые навыки, это лишь составляющая часть комплексной программы. Еще в 1987 году в исследовании, проведенном доктором Ловаас, упоминаются другие важные компоненты терапии аутичных детей, включающие: 1) обобщение навыков в школах путем систематического индивидуального предоставления и отдаления подсказок и 2) содействие социализации при помощи игр со сверстниками. Третий компонент терапии, случайное обучение, также является часто используемой, основанной на данных практикой, получившей широкое применение в Институте Ловаас. При случайном обучении «инструктор оценивает текущие интересы ребенка, следует руководству ребенка, ограничивает доступ к предметам повышенного интереса и строит урок в рамках естественного контекста с предположительно более мотивированным ребенком» (Anderson & Romanczyk, 1999). Ниже приводятся некоторые стратегии для реализации случайного обучения, а также примеры того, как эта мощная техника может помочь аутичным детям научиться новым видам поведения.

Обучение новому поведению

Случайное обучение может использоваться для обучения речи с нуля, а также для расширения речи, которую ребенок уже использует. Несколько примеров из исследования включают в себя обучение детей:

1. Названию предпочитаемых предметов или деятельности путем обращения с просьбой о них
2. Чтению слов
3. Использованию предлогов, чтобы описать, где находятся предпочитаемые ребенком предметы
4. Использованию более подробных предложений, чтобы попросить о конкретном высоко предпочитаемом ребенком предмете (например, попросить о синем поезде или красном поезде)
5. Использованию сложных предложений для того, чтобы не только назвать предмет, но и объяснить, как он будет использован (например, «я хочу синий вагон, и я хочу сделать поезд»)

Улавливание инициативы

Одним из способов создания случайных возможностей для обучения является улавливание инициативы, которая возникает в естественной среде. Когда инструктор улавливает инициативу, он использует возможности, возникающие в натуральной окружающей среде. Например:

1. Выложите перед ребенком его любимые игрушки до начала сессии терапии и обратите внимание на то, к которой из них он тяготеет наиболее всего. Заблокируйте доступ ребенка к этой игрушке и побудите его назвать эту игрушку прежде, чем он получит возможность поиграть с ней («Губка Боб», «Винни-Пух» и т.д.)

2. Дождитесь момента, пока ребенок отправится в кухню или к шкафам с едой в обеденное время. Когда он продемонстрирует, что хочет определенной пищи, подскажите ему название этого продукта и побудите назвать его. Если ребенок невербальный, научите его указывать на объект, который он хочет, или использовать средства альтернативной коммуникации. Если он уже может сказать название продукта, дайте ему подсказку к использованию полного предложения, чтобы попросить о нем, или к использованию имени человека, к которому он обращается с просьбой.

Путем создания обогащенной окружающей среды, давая ребенку время на ее изучение, а также держа в памяти предметы и деятельность, к которым ребенок обычно проявляет интерес, можно использовать мотивацию ребенка для обучения его новым навыкам.

Искусственно воссозданные ситуации

В действительности, некоторые аутичные дети предоставляют больше возможностей для улавливания инициативы, чем другие. Еще одним способом нахождения возможностей для случайного обучения является воссоздание ситуаций, которые не встречаются в натуральной среде. Например:

1. Если ребенок в основном играет только с несколькими игрушками, инструктор может побудить его обратить внимание на новую игрушку и попытаться сделать эту игрушку интересной для него. Первоначально инструктор может лишь дать ребенку подсказку к игре с новой игрушкой в течение нескольких секунд, а затем позволить ему играть самостоятельно или вернуться к другой деятельности. Затем инструктор может провести тест, переместив игрушку на расстояние нескольких метров от ребенка во время того, как он с ней играет. Если ребенок приближается к игрушке, чтобы продолжить играть, инструктор может использовать эту возможность для случайного обучения (например, попросить назвать предмет, спросить «Можно поиграть?» и т.д.)

2. Если ребенок предпочитает совершать некоторую определенную последовательность действий, одиночные элементы могут быть удалены из набора так, чтобы ребенку пришлось спросить: «Где...?», тем самым побудив инструктора отправиться на поиски недостающих частей для завершения привычной процедуры. Следующим этапом данной методики является скрытие тех предметов, в которых ребенок нуждается на протяжении дня (например, можно спрятать пальто или обувь ребенка перед тем, как выходить с ним на улицу, или спрятать столовые приборы, когда приходит время приема пищи, и т.д.)

3. Дождитесь, пока ребенок попросит о предмете или игровой деятельности. Когда он сделает это, возьмите необходимые ему предметы, но затем, уже по пути к ребенку, остановитесь или начните убегать от него. Используйте данную возможность, чтобы научить его исправить такую ситуацию путем повторения своего запроса, или обучите его новым фразам, таким как «Вернись», «Поторопись» и т.д.

4. Инструкторы могут целенаправленно делать ошибки при взаимодействии с ребенком в ходе хорошо знакомой ему деятельности или во время реакции на инициативу ребенка. Например, измените слова в знакомой ему песне, или когда ребенок просит вас о соке, «ошибочно» дайте ему банан. Ребенок может научиться исправлять такие ситуации, объяснив, что инструктор сделал неправильно (например, «Нет, это банан»), и/или напомнив о том, чего он в действительности хотел.

Так как подобные воссозданные ситуации обычно не происходят в естественной среде ребенка, нужно быть осторожным при определении той степени, до которой такая ситуация может продолжаться, чтобы корректно поддерживать новое для ребенка поведение. Однако, исследования показали, что путем искусственного моделирования ситуаций, построенных на его индивидуальных интересах, дети не только могут научиться набору новых навыков, но также зачастую их обобщение происходит намного легче.


Источник: http://www.lovaas.com/meetingpoint-2007-04-article-02.php

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.