ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Цель обучения игровых навыков.

Задумывались вы над вопросом, зачем детям с Аутизмом нужно научиться играть? Возможно у них свое принятие мира, или свои особенные игры, которые понятны только им? Почему так важно обучить их играм, что бы они были "как все"?

Прежде всего, отсутствие игровых навыков может ограничить развитие ребенка. Дети с Аутизмом, имеющие социальные и аффективные нарушения, объединенные с когнитивными нарушениями, оказываются в замкнутом круге и не получают социальные, эмоциональные и культурные впечатления, которые являются основами игровых навыков. Дети с типичным развитием - приобретают игровые навыки в процессе игр со своими сверстниками. Дети, не умеющие играть,- отдаляются от сверстников и их игр, и таким образом, удаляются от возможности научиться играть.

Существуют, по крайней мере, две причины, по которым следует обучать детей с Аутизмом игровым навыкам. Первая, и самая важная, относится к "потенциалу развития" - как такового, так и развития других навыков, особенно тех, которые касаются социального взаимодействия и коммуникации. С помощью игр, ребенок может улучшить:

 речевые навыки: понимание инструкций, ситуаций, наименований, конкретных и абстрактных/символических понятий;

 коммуникативные навыки - обращать внимание на сверстников, общаться с ними, получать удовольствие от совместных игр.

 Моторные навыки - как большой, так и мелкой моторики.

 социальные навыки - как привлечь к себе внимание своих сверстников, как войти в игру и как из нее выйти, правила поведения в обществе, ассертивность (умение постоять за себя) и др.

Во-вторых, именно в поведенческой литературе, целью обучения игровых навыков является так называемая "замена" нежелательного/проблематичного поведения - желаемым. Как родители, все мы хотим что бы наши дети были заняты полезными играми и занятиями, а не бесцельными прыжками по квартире, и карабканьем по мебели и стенам. Тем более, дети с Аутизмом, зачастую ищущие сенсорные ощущения, или занятые стереотипными поведениями, которые иногда приводят к потенциальной угрозе здоровью, и требующие от родителей постоянного присмотра.

В поведенческих подходах к обучению детей с Аутизмом игровым навыкам, произошли значительные изменения за последние четыре десятилетия. В то время, когда на заре АВА все навыки обучались с помощью DТТ - обучение игровым навыкам не стало исключением. Например, для того, что бы ребенок научился обращаться к своему сверстнику во время игры, обоим игрокам раздавались картинки детского лото, и игра выглядела так: учитель спрашивал: "У кого есть машинка?" - потом давал подсказку одному ребенку, что бы он поднял руку и сказал "У меня!". После того, как ребенок это сделал, учитель давал подсказку второму ребенку, что бы он протянул руку и сказал "Дай мне машинку!". И после того, как первый ребенок давал второму машинку, учитель восторженно кричал "Молодцы!" и раздавал им по конфете. И так продолжалось, пока у детей не закончатся все картинки....Очень увлекательная игра, на правда ли? Неудивительно, что после третьей картинки дети начинали или громко плакать, или сбрасывать картинки на пол, или пучить глаза, или махать руками, или заниматься любым другим нежелательным поведением.

К счастью, АВА характеризуется постоянной самооценкой, и оценкой эффективности применяемых методов обучения. По этому, в настоящее время, DТТ практически не применяется для обучения игровых навыков.

На сегодняшний день для обучения игровых навыков в АВА используются процессы "дифференциального усиления поведения", взаимная имитация, обучение ключевым навыкам, самоуправление, моделирование и видео-моделирование, и игра по сценариям.

При выборе каждого из этих методов важно принимать во внимание вид игры, первоначальные общие навыки ребенка и вид подсказки (моделирование, визуальные, аудиторные, физические подсказки) которые позволяют ребенку учиться максимально эффективно, а также не забывать о мотивационных факторах, которые играют ключевую роль при успешном обучении любых навыков.

Эта и предыдущая статья были написаны на основе:
Luckett, T., Bundy, A. and Roberts, J. (2007). Do behavioural approaches teach children with autism to play or are they pretending? Autism, 11(4), pp. 365-388

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.